Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 10:16

Сайт учителя географии Болотовой Натальи Васильевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 67
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Применение кейс-технологий на уроках географии

Применение кейс-технологий на уроках географии

 Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа. К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа;  ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций и т.д.

Название метода произошло от латинского термина - казус - запутанный или необычный случай.

Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XX века в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Главная особенность метода— изучение школьниками прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики. Суть метода в том, что школьникам даётся описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная: и школьник должен познакомиться с проблемой (например, накануне занятия) и обдумать способы её решения. В классе в небольших группах обсуждается приведённый случай из практики. Проанализировав множество не придуманных проблем, школьники - набьют руку - на их решении и  в дальнейшей практической деятельности попадут в аналогичную ситуацию, она не поставит их в тупик.

В последнее время в российской школе широко распространяются активные методы обучения, среди них метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и в том числе и кейс-технологии.

К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:

· метод ситуационного анализа ( т.е. метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения);

· метод инцидента;

· метод ситуационно-ролевых игр;

· метод разбора деловой корреспонденции;

· игровое проектирование;

· метод дискуссии.

Таким образом, кейс-технология — это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Главное его предназначение — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, научиться работать с информацией.

Неотъемлемой частью современного урока географии является самостоятельная практическая деятельность учащихся (самостоятельный познавательный творческий поиск  школьников, решение ими проблемных ситуаций,   обучение формулированию проблем, своей точки зрения, ее аргументации, выбор путей решения проблемы). Именно эти задачи успешно позволяет решать кейс-метод.

  Кейс-метод – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у учащихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Основная функция метода – учить школьников решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует учащихся, развивает информационные и коммуникативные компетентности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.

Особенно удачно применение данного метода при изучении социально-экономической географии, где содержание постоянно обновляется, что дает ученикам возможность проводить сравнительный анализ ситуации.

 Работа учащихся над кейсом включает следующие этапы: критическое осмысление информации, выявление проблемы для решения; анализ, ориентирующий на выявление причин проблемы; поиск идей, направленных на решение проблемы, или разработка плана действий.

Нет определённого стандарта в представлении кейсов. Как правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает их более наглядными. С печатной информацией или с информацией на электронных носителях легче работать и анализировать её.

 

ПРМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙСОВ.

 

Тема урока: Население мира

    Кейс. 

Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

     Первый. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У  тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен» и костюм за тысячу долларов.

     Второй. А у тебя все тот же старенький «Пежо».

     Первый. Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная    дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил  шикарный дом. В общем, богатеешь!..

     Второй. Хочешь знать,  в чем секрет моего благополучия? У меня четверо  детей и мы ждем пятого!

(на экране появляются вопросы, листы с вопросами раздаются учащимся)

1)     В какой  стране  могут вести такой диалог старинные друзья?

2)     К какому типу воспроизводства населения можно отнести такую ситуацию и почему?

3)     Что называется демографической политикой? Куда направлена демографическая политика страны, отображенной в данной  ситуации?

 

 

 

 

Урок по теме "Проблемы агропромышленного комплекса"

Кейс.

Агропромышленный комплекс России.

Одна из важнейших задач, стоящих перед агропромышленным комплексом – обеспечение страны собственным продовольствием. Сейчас Россия обеспечивает себя растительным маслом на 58%, сахаром на 42%, фруктами и ягодами на 28%, овощами и бахчевыми на 50%, хлебом на 80%, молочными и мясными продуктами на 50-58%.

Один из главных недостатков сельского хозяйства России – большие потери продукции при уборке и хранении: до 30% зерна, 50% картофеля, 20% льна и т.д. Собранная продукция плохо перерабатывается. Из 1 т. сырья пищевой продукции получают на 20-30% меньше, чем в развитых странах. Не используется 50% субпродуктов и обезжиренного молока, 93% крови. Всё это следствие недостаточного финансирования перерабатывающих отраслей. В России соотношение вложений в них и сельское хозяйство составляет 1:10. А в США – 1,24:1. Очень слабо развита пищевая промышленность Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока. Важнейшая задача сельского хозяйства – развитие различных форм собственности на селе. Доля частного сектора за последние годы увеличилась до 40%. Однако она слишком мала, для того, чтобы компенсировать снижение производства в колхозах и совхозах. Быть фермером в России сложно: из 100 фермерских хозяйств выживает -48. Только наличие различных форм хозяйствования может решить проблему повышения производительности труда в отечественном сельском хозяйстве. От решения проблем, накопившихся в АПК, зависит здоровье и уровень жизни Россиян. Калорийность питания российского населения постоянно снижается. По этому показателю (2600ккал в день) Россия сравнялась с развивающимися странами. Очень велик соблазн ввозить многие продукты из-за рубежа, поскольку они дешевле отечественных продуктов. Но важно помнить: все развитые страны мира. Прежде всего, поддерживают своё сельскохозяйственное производство, даже если оно дороже зарубежного.

 

Вопросы к кейсу.

1.     Сформулируйте проблему.

2.     Подумайте, производство, каких видов сельскохозяйственной продукции, наиболее реально для обеспечения страны продовольствием. Учитывайте её агроклиматические особенности? (используя климатическую карту России, карты "Животноводство” и "Растениеводство”)

3.     Как сократить потери продукции при уборке и хранении?

4.     Какие формы собственности, и какие виды хозяйств существуют в сельском хозяйстве?

5.     Как можно повысить производительность труда в сельском хозяйстве?

6.     Как сельское хозяйство влияет на здоровье и уровень жизни россиян?

7.     Почему развитые страны мира поддерживают своё сельскохозяйственное производство?

 

Подводя итог, можно отметить, что деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы:

♦ первая фаза представляет собой сложную творческую работу — поиск готового кейса или создание собственного кейса и вопросов для его анализа, которая, как правило, осуществляется за пределами класса и включает научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность учителя;

♦ вторая фаза включает деятельность учителя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в классе, оценивает вклад учащихся в анализ ситуации и позволяет использовать теоретические знания, овладеть методологией и ускорить усвоение практического опыта.

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, может это сделать вполне профессионально. Выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения должен быть внедрен с учётом учебных целей и задач, особенностей класса, их интересов.

Наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном руководстве групповой и межгрупповой дискуссией.

За последние годы кейсы довольно широко распространились в практике обучения. Однако эффективность этого метода, к сожалению, остается не очень высокой. Конечно, все имеет свои причи­ны, и для результативности применения кейсов в учебном процессе по­ка не хватает опыта. Вторая причина кроется в самом содержании кей­сов, российские кейсы чаще всего представляют собой истории для оз­накомления. Третья причина - недостаток учебного времени на уроке.

Категория: Мои статьи | Добавил: Bolotova (14.12.2014)
Просмотров: 1640 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz