Главная | Регистрация | Вход | RSS | Суббота, 20.04.2024, 14:47 |
Сайт учителя географии Болотовой Натальи Васильевны | |
Приветствую Вас Гость |
|
Биология
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка
Статус документа
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государст-
венного стандарта основного общего образования.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта,
дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность
изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, ло-
гики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Примерная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса
получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития уча-
щихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структури-
рование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом
из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и
учебников. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за
пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания
образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в
части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материа-
ла, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социали-
зации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного
пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для
реализации различных подходов к построению учебного курса. Созданные на ее основе авторские учеб-
ные программы и учебники должны соблюдать строгую преемственность с федеральным компонентом
государственного стандарта основного общего образования и федеральным базисным учебным планом
для образовательных учреждений Российской Федерации.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с
указанием примерного числа часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем ла-
бораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. Большин-
ство представленных в примерной программе лабораторных и практических работ являются фрагмента-
ми уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В примерной программе
приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обуче-
ния с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, на-
туральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у уча-
щихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции,
человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного под-
хода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для
формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребован-
ные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса
биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы,
ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых
организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи
организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный
и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов
переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов
их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в эко- 2
системах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущно-
сти человека, его роли в окружающей среде.
В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (33 ч. на ступени
основного общего образования) для более широкого использования, наряду с традиционным уроком,
разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ,
внедрения современных педагогических технологий.
Цели
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение сле-
дующих целей:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельно-
сти и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли
биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жи-
вой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современ-
ных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биоло-
гическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими
объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про-
цессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с
различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и
здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растения-
ми, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и ок-
ружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собствен-
ному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде,
норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных при-
вычек, ВИЧ-инфекции.
Место предмета в базисном учебном плане
Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для обра-
зовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основ-
ного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе – 35 часов (1 час в неделю), 7-9
классах – по 70 часов ( по 2 часа в неделю). Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесо-
образно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представите-
лей растений, животных, грибов конкретного региона. Для изучения местной флоры и фауны, в том чис-
ле культурных растений, домашних и сельскохозяйственных животных, грибов, рекомендуется исполь-
зовать 35 часов учебного времени из регионального компонента.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и на-
выков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приори-
тетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распо-
знавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки
выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию
деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение уча-
щимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребован-
ными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для со-
хранения окружающей среды и собственного здоровья. 3
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспро-
изведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том
числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять,
анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-
дневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на ре-
шение разнообразных жизненных задач.
Основное содержание (245 час)
Биология как наука. Методы биологии ( 3 час)
Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.
Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и изме-
рение биологических объектов.
Правила работы в биологической лаборатории. Соблюдение правил поведения в окружающей
среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их
охраны.
Демонстрации:
Результатов опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений.
Результатов опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических
веществ.
Лабораторные и практические работы
Наблюдение за ростом и развитием растений и животных.
Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений и животных.
Опыты по изучению состава почвы.
Система органического мира (25 час)
Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические катего-
рии: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность1
.
Царство растений. Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки,
ткани, органы. Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное-фотосинтез), дыхание,
опыление, размножение, рост, развитие, раздражимость. Растение – целостный организм. Роль растений
в природе, жизни человека и собственной деятельности. Важнейшие сельскохозяйственные культуры.
Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Охрана растительного мира.
Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактерии - возбудители заболе-
ваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Использова-
ние бактерий в биотехнологии. Значение работ Р.Коха и Л. Пастера.
Царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль
грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профи-
лактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-
паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Использование грибов в биотехнологии.
Царство животных. Строение организма животного на примере млекопитающего: клетки, ткани,
органы, системы органов. Процессы жизнедеятельности животных: питание (растительноядные, хищ-
ные, всеядные, паразиты), дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращения энер-
гии, размножение, рост, развитие, движение, раздражимость. Регуляция жизнедеятельности организма
животного. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Живот-
1
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подго-
товки выпускников. 4
ные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Роль животных в природе,
жизни и деятельности человека. Домашние животные. Охрана животного мира.
Вирусы - неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.
Демонстрации:
Классификация организмов
Строение растительной клетки
Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных)
Строение и многообразие бактерий
Строение шляпочного гриба
Многообразие грибов
Грибы – паразиты
Ткани, органы, системы органов организма животного (на примере млекопитающего)
Животные – возбудители и переносчики заболеваний
Строение вируса
Лабораторные и практические работы
Изучение органов цветкового растения
Выявление роли света и воды в жизни растений
Размножение комнатных растений
Изучение строения плесневых грибов
Распознавание съедобных и ядовитых грибов
Изучение внешнего строения млекопитающего
Изучение внутреннего строения млекопитающего
Наблюдение за поведением животных
Многообразие и эволюция живой природы (62 час)
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции.
Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный от-
бор. Искусственный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов
к среде обитания.
Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голо-
семенные, покрытосеменные. Главные признаки основных отделов. Классы и семейства покрытосе-
менных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Разнообразие видов
растений - основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сохранение биологического разнообра-
зия растений. Сельскохозяйственные растения.
Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные.
Беспозвоночные животные: Кишечнополостные, Черви, Моллюски, Членистоногие. Усложнение живот-
ных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы,
Млекопитающие. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости био-
сферы. Сельскохозяйственные животные.
Демонстрации:
Многообразие видов
Приспособления у организмов к среде обитания
Растения разных отделов, семейств, видов
Одноклеточные животные
Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных
Строение и многообразие червей
Строение и многообразие моллюсков
Строение и многообразие членистоногих
Строение и многообразие рыб
Строение и многообразие земноводных
Строение и многообразие пресмыкающихся
Строение и многообразие птиц
Строение и многообразие млекопитающих
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения водорослей 5
Изучение внешнего строения мхов
Изучение внешнего строения папоротника
Изучение строения и многообразия голосеменных растений
Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих
Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни
Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни
Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни
Распознавание растений разных отделов
Распознавание наиболее распространенных растений своей местности
Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур
Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использова-
нием справочников и определителей (классификация)
Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с использова-
нием справочников и определителей (классификация)
Выявление приспособлений у растений к среде обитания
Выявление приспособлений у животных к среде обитания
Распознавание животных разных типов
Распознавание домашних животных
Признаки живых организмов (34 час)
Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточ-
ное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие,
размножение, движение, раздражимость, приспособленность к среде обитания.
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
Строение клетки. Клетки растений, грибов, бактерий, животных. Гены и хромосомы. Деление клетки -
основа размножения, роста и развития организмов. Нарушения в строении и функционировании клеток
- одна из причин заболеваний организмов.
Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества,
их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание.
Различия организмов по способу питания. Дыхание. Транспорт веществ, удаление из организма продук-
тов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и разви-
тие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственная и ненаследственная
изменчивость. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследствен-
ность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт. Применение знаний о наследст-
венности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выра-
щивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема. Одноклеточные и
многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности
многоклеточного организма. Признаки вида. Экосистема.
Демонстрации:
Приспособления к среде обитания у организмов
Клетки растений, животных, грибов и бактерий
Хромосомы
Деление клетки
Половое и бесполое размножение
Половые клетки
Оплодотворение
Изменчивость у организмов
Порода, сорт
Одноклеточные и многоклеточные организмы
Признаки вида
Экосистема
Лабораторные и практические работы 6
Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание
Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание
Изучение клеток бактерий
Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий
Распознавание органов у растений
Распознавание органов и систем органов у животных
Выявление изменчивости у организмов
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (28 час)
Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ,
энергии и информации. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние
на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи
в экосистеме.
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и
разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Популяция- элемент экосистемы. Типы взаимодействия разных видов ( конкуренция, хищниче-
ство, симбиоз, паразитизм).
Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.
Биосфера-глобальная экосистема. В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере. Грани-
цы биосферы. Распространие и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере.
Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый
эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление “Озоновых дыр”, загрязнение ок-
ружающей среды.
Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые
организмы и экосистемы.
Демонстрации:
Экологические факторы
Структура экосистемы
Пищевые цепи и сети
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, парази-
тизм)
Агроэкосистема
Границы биосферы
Лабораторные и практические работы
Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания ( на конкретных примерах)
Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме
Изучение и описание экосистемы своей местности
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на
живые организмы и экосистемы
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (60ч. )
Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохра-
нения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изу-
чения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от
них.
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. 7
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделы
нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной сис-
темы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегета-
тивная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Эндокринная
система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция дея-
тельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа
жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минера
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |