Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 14:47

Сайт учителя географии Болотовой Натальи Васильевны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 67
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Биология

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 
Пояснительная записка 
Статус документа 
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государст-
венного стандарта основного общего образования. 
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, 
дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность 
изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, ло-
гики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. 
Примерная программа выполняет две основные функции: 
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса 
получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития уча-
щихся средствами данного учебного предмета. 
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структури-
рование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом 
из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. 
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и 
учебников. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за 
пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания 
образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в 
части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материа-
ла, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социали-
зации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного 
пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для 
реализации различных подходов к построению учебного курса. Созданные на ее основе авторские учеб-
ные программы и учебники должны соблюдать строгую преемственность с федеральным компонентом 
государственного стандарта основного общего образования и федеральным базисным учебным планом 
для образовательных учреждений Российской Федерации. 
 
Структура документа 
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с 
указанием примерного числа часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем ла-
бораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. Большин-
ство представленных в примерной программе лабораторных и практических работ являются фрагмента-
ми уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В примерной программе 
приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обуче-
ния с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, на-
туральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др. 
 
Общая характеристика учебного предмета 
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у уча-
щихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, 
человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного под-
хода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для 
формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребован-
ные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса 
биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, 
ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых 
организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи 
организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный 
и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов 
переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов 
их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в эко- 2
системах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущно-
сти человека, его роли в окружающей среде. 
В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (33 ч. на ступени 
основного общего образования) для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, 
разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, 
внедрения современных педагогических технологий. 
 
Цели 
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение сле-
дующих целей: 
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельно-
сти и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли 
биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; 
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жи-
вой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современ-
ных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биоло-
гическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими 
объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; 
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про-
цессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с 
различными источниками информации; 
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и 
здоровью других людей; культуры поведения в природе; 
• иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растения-
ми, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и ок-
ружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собствен-
ному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, 
норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных при-
вычек, ВИЧ-инфекции. 
 
 Место предмета в базисном учебном плане 
Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для обра-
зовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основ-
ного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе – 35 часов (1 час в неделю), 7-9 
классах – по 70 часов ( по 2 часа в неделю). Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесо-
образно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представите-
лей растений, животных, грибов конкретного региона. Для изучения местной флоры и фауны, в том чис-
ле культурных растений, домашних и сельскохозяйственных животных, грибов, рекомендуется исполь-
зовать 35 часов учебного времени из регионального компонента. 
 
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности 
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и на-
выков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приори-
тетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распо-
знавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. 
 
Результаты обучения 
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки 
выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию 
деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение уча-
щимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребован-
ными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для со-
хранения окружающей среды и собственного здоровья.  3
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспро-
изведение усвоенного содержания. 
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том 
числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, 
анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации. 
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-
дневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на ре-
шение разнообразных жизненных задач. 
 
 
 
 
 
Основное содержание (245 час) 
 
Биология как наука. Методы биологии ( 3 час) 
Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. 
Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и изме-
рение биологических объектов. 
Правила работы в биологической лаборатории. Соблюдение правил поведения в окружающей 
среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их 
охраны. 
Демонстрации: 
Результатов опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений. 
Результатов опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических 
веществ. 
Лабораторные и практические работы 
Наблюдение за ростом и развитием растений и животных. 
Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений и животных. 
Опыты по изучению состава почвы. 
 
Система органического мира (25 час) 
 
Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические катего-
рии: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность1
Царство растений. Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, 
ткани, органы. Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное-фотосинтез), дыхание, 
опыление, размножение, рост, развитие, раздражимость. Растение – целостный организм. Роль растений 
в природе, жизни человека и собственной деятельности. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. 
Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Охрана растительного мира. 
 Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактерии - возбудители заболе-
ваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Использова-
ние бактерий в биотехнологии. Значение работ Р.Коха и Л. Пастера. 
Царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль 
грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профи-
лактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-
паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Использование грибов в биотехнологии. 
Царство животных. Строение организма животного на примере млекопитающего: клетки, ткани, 
органы, системы органов. Процессы жизнедеятельности животных: питание (растительноядные, хищ-
ные, всеядные, паразиты), дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращения энер-
гии, размножение, рост, развитие, движение, раздражимость. Регуляция жизнедеятельности организма 
животного. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Живот-
 1
 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подго-
товки выпускников.  4
ные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Роль животных в природе, 
жизни и деятельности человека. Домашние животные. Охрана животного мира. 
Вирусы - неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами. 
Демонстрации: 
Классификация организмов 
Строение растительной клетки 
Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных) 
Строение и многообразие бактерий 
Строение шляпочного гриба 
Многообразие грибов 
Грибы – паразиты 
Ткани, органы, системы органов организма животного (на примере млекопитающего) 
Животные – возбудители и переносчики заболеваний 
Строение вируса 
Лабораторные и практические работы 
Изучение органов цветкового растения 
Выявление роли света и воды в жизни растений 
Размножение комнатных растений 
Изучение строения плесневых грибов 
Распознавание съедобных и ядовитых грибов 
Изучение внешнего строения млекопитающего 
Изучение внутреннего строения млекопитающего 
Наблюдение за поведением животных 
 
Многообразие и эволюция живой природы (62 час) 
 
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. 
Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный от-
бор. Искусственный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов 
к среде обитания. 
Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голо-
семенные, покрытосеменные. Главные признаки основных отделов. Классы и семейства покрытосе-
менных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Разнообразие видов 
растений - основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сохранение биологического разнообра-
зия растений. Сельскохозяйственные растения. 
 Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. 
Беспозвоночные животные: Кишечнополостные, Черви, Моллюски, Членистоногие. Усложнение живот-
ных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, 
Млекопитающие. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости био-
сферы. Сельскохозяйственные животные. 
Демонстрации: 
Многообразие видов 
Приспособления у организмов к среде обитания 
Растения разных отделов, семейств, видов 
Одноклеточные животные 
Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных 
Строение и многообразие червей 
Строение и многообразие моллюсков 
Строение и многообразие членистоногих 
Строение и многообразие рыб 
Строение и многообразие земноводных 
Строение и многообразие пресмыкающихся 
Строение и многообразие птиц 
Строение и многообразие млекопитающих 
Лабораторные и практические работы 
Изучение внешнего строения водорослей  5
Изучение внешнего строения мхов
Изучение внешнего строения папоротника 
Изучение строения и многообразия голосеменных растений 
Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений 
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих 
Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни 
Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни 
Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни 
Распознавание растений разных отделов 
Распознавание наиболее распространенных растений своей местности 
Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур 
Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использова-
нием справочников и определителей (классификация) 
Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с использова-
нием справочников и определителей (классификация) 
Выявление приспособлений у растений к среде обитания 
Выявление приспособлений у животных к среде обитания 
Распознавание животных разных типов 
Распознавание домашних животных 
 
Признаки живых организмов (34 час) 
 
Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточ-
ное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, 
размножение, движение, раздражимость, приспособленность к среде обитания. 
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. 
Строение клетки. Клетки растений, грибов, бактерий, животных. Гены и хромосомы. Деление клетки - 
основа размножения, роста и развития организмов. Нарушения в строении и функционировании клеток 
- одна из причин заболеваний организмов. 
Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, 
их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание. 
Различия организмов по способу питания. Дыхание. Транспорт веществ, удаление из организма продук-
тов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и разви-
тие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. 
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственная и ненаследственная 
изменчивость. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследствен-
ность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт. Применение знаний о наследст-
венности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выра-
щивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. 
Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема. Одноклеточные и 
многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности 
многоклеточного организма. Признаки вида. Экосистема. 
Демонстрации: 
Приспособления к среде обитания у организмов 
Клетки растений, животных, грибов и бактерий 
Хромосомы 
Деление клетки 
Половое и бесполое размножение 
Половые клетки 
Оплодотворение 
Изменчивость у организмов 
Порода, сорт 
Одноклеточные и многоклеточные организмы 
Признаки вида 
Экосистема 
Лабораторные и практические работы  6
Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание
Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание 
Изучение клеток бактерий 
Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом 
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий 
Распознавание органов у растений 
Распознавание органов и систем органов у животных 
Выявление изменчивости у организмов 
 
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (28 час) 
 
Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, 
энергии и информации. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние 
на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. 
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи 
в экосистеме. 
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и 
разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. 
Популяция- элемент экосистемы. Типы взаимодействия разных видов ( конкуренция, хищниче-
ство, симбиоз, паразитизм). 
Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем. 
Биосфера-глобальная экосистема. В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере. Грани-
цы биосферы. Распространие и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. 
Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый 
эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление “Озоновых дыр”, загрязнение ок-
ружающей среды. 
Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые 
организмы и экосистемы. 
Демонстрации: 
Экологические факторы 
Структура экосистемы 
Пищевые цепи и сети 
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме 
Типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, парази-
тизм) 
Агроэкосистема 
Границы биосферы 
Лабораторные и практические работы 
Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе 
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) 
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания ( на конкретных примерах) 
Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме 
Изучение и описание экосистемы своей местности 
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье 
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на 
живые организмы и экосистемы 
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (60ч. ) 
Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохра-
нения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изу-
чения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. 
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от 
них. 
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.  7
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделы
нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной сис-
темы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегета-
тивная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Эндокринная 
система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция дея-
тельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. 
Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа 
жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минера
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz